суббота, 12 ноября 2011 г.

Церковь Спаса на Берестове


Спасо - Преображенский монастырь.
Спаса Преображения Господня церковь.
Киев город, Январского восстания улица, 17.


Церковь Спаса на Берестове (укр. Церква Спаса на Берестові) — древняя церковь в Киеве, расположенная непосредственно к северу от Киево-Печерской лавры. Несмотря на то, что она находится вне стен лавры, Церковь Спаса на Берестове считается частью всего исторического комплекса, относящегося ко Всемирному наследию.
Берестово являлось загородней резиденцией великих киевских князей. Первое упоминание о нём содержится в "Повести временных лет" и относится к 980 году[1]. В 1015 году здесь скончался великий князь Владимир Святославич, креститель Руси[2]. Здесь же жили и вели государственную деятельность его потомки князья Ярослав Владимирович Мудрый, Святослав Ярославич, Всеволод Ярославич и Владимир Мономах[3]. Под 1051 годом упоминается церковь святых Апостолов на Берестове, где служил священник Иларион, первым из русских поставленный киевским митрополитом[4]. В 1096 году княжеский дворец был сожжен, но восстановлен при князе Владимире Мономахе[5].

Именно ко времени киевского княжения Владимира Мономаха может быть отнесена постройка нового каменного Спасо-Преображенского храма, сделавшегося родовой усыпальницей Мономаховичей. Здесь были погребены его дочери Евфимия (в иночестве Евпраксия) и София, а так же сын князь Юрий Владимирович Долгорукий с его сыном князем Глебом Юрьевичем. В 1947 году к 800-летию основания Москвы над предполагаемым местом погребения князя Юрия был установлен монумент, стилизованный под древнерусский саркофаг[6].

Спасо-Преображенский храм был разрушен в 1240 году вместе с княжеской резиденцией при взятии Киева Батыем. Восстановлен он был только в 1640 - 1643 гг. митрополитом киевским Петром Могилой. При этом была воссоздана только западная часть храма, ставшего в два раза меньше. Церковь получила завершения в стиле украинского барокко XVII века. В 1813 году киевским архитектором А. Миленским с запада к храму была пристроена колокольня в стиле классицизм. В таком виде храм сохранился до наших дней[7].

Проведенная в 1909 году реставрация церкви под руководством П. П. Покрышкина выявила, что от здания XII века почти на полную высоту уцелел нартекс с крещальней и лестничной башней, включенный в постройку XVII века. В 1914 году в ходе археологических раскопок Покрышкин открыл основания разрушенной части храма, что позволило полностью реконструировать его план[

Спасо-Преображенский храм был построен в характерной для домонгольской архитектуры Киева византийской технике кладки из плинфы со скрытым рядом, создававшей декоративную поверхность стены из чередующихся рядов кирпича и розоватого раствора[7]. Первоначально храм был трехнефным, четырёхстолпным с нартексом на западе и тремя алтарными апсидами на востоке[9]. Скорее всего, он завершался одним куполом. Особенностью его архитектуры был сохранившийся нартекс, более широкий, чем сам храм. В северной части нартекса находилась крещальня, в южной винтовая лестница, ведущая на хоры. Другой особенностью храма были примыкавшие с трёх сторон притворы с редкой трехлопастной формой свода. Низкие объёмы притворов придавали композиции здания ступенчатость[10][11].

Сразу после постройки храм был расписан. В настоящее время в нартексе раскрыта фреска 1113-1125 гг. "Явление Христа на море Тивериадском". Её живопись отличается лаконичными приемами, упрощением моделировки форм, преобладанием контурного рисунка и локальных цветовых пятен. Это указывает на распространение аскетического направления в искусстве шире за пределы монашеской среды[12].

После восстановления храма в 1643 году он был вновь росписан греческими художниками с Афона, приглашенными митрополитом Петром Могилой[13]. Среди этих фресок присутстсвует изображение самого митрополита Петра

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B5


В соответствии с постановлением Совета Министров УССР от 24 августа 1963 г. №970, церковь внесена в “Список памятников архитектуры, которые находятся под охраной государства”. Храм входит в ансамбль Киево-Печерской лавры, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 г., и является одним из древнейших сооружений Киева.

В этом храме погребены дочери Киевского князя Владимира Мономаха, Евфимия в иночестве Евпраксия, и София, бывшая супругой Венгерского, а также основатель г. Москва Юрий Владимирович Долгорукий, сын его Киевский Князь Глеб Юрьевич.

В этом храме служил пресвитер Иларион первый Митрополит из Русских, к которому пришел в пещеру преп. Антоний.

Село Берестово - загородная резиденция киевских князей (упоминается с 980 г.; название получило от окружавшего его березового леса). Здесь почил Равноап. Вел. Кн. Владимир (+1015; пам. 15 / 28 июля). "Повесть временных лет" говорит о храме Свв. Апостолов на Берестове, где служил автор "Слова о Законе и Благодати" священник Иларион, "муж благ, и книжник, и постник", избранный митрополитом Киевским (1051). Под 1072 г. упоминается Спасский монастырь. В княжение Владимира Мономаха (1113-1125) в обители воздвигли каменный храм Преображения Господня. После разорения Киева в 1240 г. Спасский монастырь пришел в запустение. В 1640-1644 гг. Преображенский храм (от него к тому времени сохранилась лишь западная часть) восстановлен как приходской тщанием митр. Киевского Петра Могилы(+1647). Были устроены приделы во имя св. Владимира и во имя свв. Космы и Дамиана.

Киевский историк К.В.Шероцкий в “Путеводителе по Киеву”, изданном в 1917 г., пишет, что место, в котором было расположено село Берестово, когда-то покрывал берестовый лес. В этом селе у св. Владимира, скончавшегося в 1015 году, был свой загородный терем с 200 наложницами. Сегодня на месте села Берестово расположен парк Славы с обелиском, отсюда открывается прекрасный вид на Днепр, Труханов остров и Левобережную часть Киева.

Монументальная живопись церкви Спаса на Берестове, выполненая по заказу Петра Могилы в 1644 афонскими мастерами, - единственная известная сейчас стенопись 17 века в Киеве
Церковь Спаса на Берестове была построена на небольшом участке Печерского плато, с севера ограниченном оборонительным валом Старой Печерской крепости (сегодня южной окраиной парка), с юга — нарядной 5-купольной Мазепинской церковью всех святых, под которой проходят “экономические” ворота в Лавру.

Тайная вечеря. Фреска церкви Спаса на Берестове
Большинство исследователей датируют строительство храма началом XII века (время правления Владимира Мономаха, 1113-1125 гг.). Храм строили как главный собор Спасо-Преображенского монастыря, который к тому времени стал резиденцией киевских князей рода Мономаховичей. В нем были устроены усыпальницы дочери, сына и внука Владимира Мономаха, основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. Обследование кладок и плана храма, проведенное архитектором П.Покрышкиным в 1909-1910 гг., показало, что он представлял собой шестистолпный крестовокупольный храм с тремя приделами. В правом приделе была устроена усыпальница с нишей для саркофага, в левом находилась винтовая лестница, ведущая на хоры. Интерьеры были украшены фресками, две из которых существуют и поныне — “Чудесный лов рыбы” и “Ангел со сферой”.

Роспись свода церкви
Храм Спаса на Берестове много раз перестраивали. Сохранившиеся древние части легко узнаются по кладке, которая тождественна кладке других древних церквей Киева. Стены Спасской церкви имеют декоративные кресты из кирпича. Под крышей над тройными окнами, расположенными в 2 ряда, и декоративными нишами идет изящный фриз из меандра.

Архангел Михаил . Фреска церкви
В 1640-1643 гг. полуразрушенное к тому времени сооружение было восстановлено киевским митрополитом Петром Могилой. С восточной части пристроили три апсиды, с западной — деревянный притвор. Церковь венчали 3 покрытые гонтом купола, по форме подражавшие форме куполов местных деревянных храмов. В XVII — XVIII веках над усыпальницей и башней, в которой расположена винтовая лестница, также были возведены купола. Тогда же вместо деревянного построили кирпичный, пятигранный в плане притвор, к которому в 1913-1914 гг. архитектор А.Миленский пристроил 3-ярусную колокольню в формах классицизма. Среди фресковых изображений XVII века наиболее ценным является ктиторский портрет П.Могилы.



Пётр Могила. Фрагмент росписи церкви Спаса на Берестове в Киеве. 1644 год. Наиболее известным украинским православным деятелем был Петро Могила. Митрополитом его провозгласили несколько человек, среди которых не было ни одного духовного, но у всех были сабли. И неплохой вышел Митрополит.




По некоторым источникам храм был единоверческим (?). В советское время храм превратили в музей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий