четверг, 6 октября 2011 г.

Сулимовка




Этот дом был построен в 1833-1835 годах Акимом Акимовичем Сулимой – сыном Черниговского генерального судьи и дальним родственником гетьмана Ивана Сулимы. Проектировали дом сам хозяин и архитектор Людовик Станзани в стиле классицизма.
После смерти Акима Акимовича его вдова подарила этот дом (1859 г.) Киевскому обществу помощи бедным. Таким образом было открыто “Сулимовское благотворительное отделение”, в котором нашли приют пожилые люди и малоимущие вдовы. При отделении также работала столовая для бедных киевлян.
Усадьба несколько раз перестраивалась и достраивалась. В 1866 г. в левый торец здания была встроена церковь Александра Невского, которая не сохранилась до нашего времени.
В 1919 году “Сулимовка” была закрыта, а здание приспособили под коммунальные квартиры.

Адрес: ул. Лютеранская 14.

Дом 16 на Лютеранской улице сегодня старейший. Дом - настоящий дворец, был построен в 1833-35 гг. для переехавшей из Петербурга в Киев чиновника в отставке Акима Акимовича Сулимы и его жены Ульяны Степановны.
Чиновник Сулимав увлекался архитектурой и служа в Петербурге брал уроки у архитектора В. Стасова и потому нет ничего удивительного в том, что проект своего киевского дома он разработал самостоятельно. В последствии доработанный архитектором Л. Станзани сулимовский дворец был построен в классическом стиле, с колонадой и классическим треугольным портиком.

В 1840 г. Сулима умер так и не завершив свой строительный проект. Его жена завещала дворец на Лютеранской ул. вместе с некоторой другой недвижимостью под приют для бедных.
Так, дом, строившийся, как роскошный дворец стал богодельней. "Сулимовка" - окрестили это богоугодное заведение киевляни.
"Сулимовка" перешла под управление "Киевского благотворительного общества", которое, по инициативе управляющей обществом дамы, жены киевского генерал-губернатора княгини К. Васильчиковой, в 1859 г. открыла в доме на Лютеранской богоугодное заведение.

В 1866 г.при богодельне открылась домовая церковь воимя св. Александра Невского. Здание церкви было пристроено к левой стороне здания и своей архитектурной формой подражала русским церквям XVII в.

Здание несколько раз горело. Киевляни даже поговаривали, что на доме лежит заклятье, что в доме обитают злые духи и приведения, не позволяя никому жить в доме.
Как бы там нибыло, но здание, благодаря щедрости благотворителей всякий раз отстраивалось.
В 1919 г. Сулимовскую богодельню закрыли, а в 1928 г., дворец для бедных превратили в дом с комунальными квартирами. Домовая церковь воимя св. Александра Невского была разобрана примерно в это же время.








"Империя" благотворительности

Сулимовские богоугодные заведения до сих пор служат интересам жителей украинской столицы

3 октября 1833 года императором Николаем I был подписан Высочайший указ об учреждении в Киеве "Общества для помощи бедным". Царь подписал документ в ответ на всеподданнейший рапорт Киевского генерал-губернатора Василия Васильевича Левашова. Граф только что вступил в должность и желал "отличиться" перед государем и Отечеством, пытаясь всячески заработать баллы на "всем человечном". Итак, начальник губернии писал царю: "Общество дам высшего состояния в г. Киеве желает принять на себя обязанности помощи бедным, особенно тем, кто стыдится просить милостыни...". Василий Левашов просил государыню императрицу стать опекуншей создаваемого Общества. В проекте устава будущего общества констатировалось, что "в связи с преобладающим большинством участия в этом деле дам Общество всегда должно быть под главенством дамы". Согласно уставу, в программе деятельности Общества было заложено, что "опекуны не стесняются одним только денежным взносом, который вообще зависит от их воли, но они должны содействовать Обществу опекой, посещением и помощью бедным, особенно пожилым и больным. К таким опекунам принадлежат духовные лица и медики". Кроме разовых и постоянных выдач нуждавшимся денежных средств, создаваемое Общество обязывалось обеспечить "медицинскую помощь и помощь хлебом, а в зимнее время и дровами, а также предоставлять помещения и обеспечить работой бедных женщин, которые могут ею заниматься с соответствующей платой за это".
1 ноября 1834 года, казалось, навсегда вошло в историю Киева. В этот день был высочайше утвержден устав "Киевского общества для помощи бедным", названного позже "Киевским Благотворительным обществом". Оно призревало бедных как могло. Кормило, одевало-обувало, оплачивало стрижку и помывку в банях, иногда — лечение и обучение грамоте. Но своего помещения для призревания нуждающихся не имело. Общество сяк-так существовало за счет членских взносов и пожертвований.

Справедливости ради отмечу, что некое подобие такой благотворительной структуры возникло под именем "Киевского дамского общества" еще в 1822 году при Киевском гражданском губернаторе Иване Гавриловиче Ковалеве, однако долгие годы оно фактически бездействовало. Правда, в основу устава "Киевского общества для помощи бедным" образца 1834 года легли пункты устава того самого "дамского общества". Только после смерти Киевского генерал-губернатора Дмитрия Гавриловича Бибикова и назначения на его место князя Иллариона Илларионовича Васильчикова начался взлет киевской благотворительности.

Согласно уставу, совет Общества избирал председательницу, которая затем утверждалась императрицей. По традиции председательницами избирались жены киевских губернаторов, хотя в совет Общества могли входить супруги других сановников и вельмож, жены богатых купцов, промышленников и дворян...

Звездный час для Общества наступил в 1852 году, когда эту благотворительную организацию возглавила супруга Киевского генерал-губернатора Иллариона Илларионовича Васильчикова — княгиня Екатерина Алексеевна. Она принялась устраивать различные благотворительные акции, средства от которых и шли на помощь бедным. Самыми популярными оказались балы и лотереи. За короткое время вырученных средств уже хватило на организацию двух домов призрения для бедных (в арендованных помещениях), а также на воспитание нескольких неимущих учеников Киевской Второй гимназии и девочек в пансионе графини Левашовой.

Как сообщает историк Виталий Ковалинский в книге "Меценаты Киева", где благотворительности отведено достойное место, в Печерском и Подольском приютах Общества проживало 65 бедных семей. Общее количество населения Киева составляло в 1850-е годы не более 50 тысяч жителей.

Престарелые люди по желанию шили, вязали, чинили вещи, за что получали небольшие деньги.

В 1859 году Общество получило в дар от вдовы генерала Акима Сулимы — Ульяны Степановны Ловцовой огромную усадьбу на Лютеранской улице.

Еще в 1833—1835 годах дом этот (вчерне) выстроил Аким Акимович Сулима — сын Черниговского генерального судьи и тайного советника, далекий родственник легендарного гетмана Ивана Сулимы. Аким Акимович был образованным человеком. Знал иностранные языки, увлекался философией, брал уроки у академика архитектуры Стасова, изучал садоводство. Он был женат на Ульяне Степановне Вишневской. Скончался наш герой в 1840 году. Вскоре вдова вышла замуж за генерала от артиллерии Николая Ловцова. Детей у нее не было, и она подарила усадьбу покойного мужа Благотворительному обществу. Здание, выстроенное по проекту самого Акима Сулимы и городского архитектора Людовика Станзани, по тем временам впечатляло замыслом. "Дом свой желаю выстроить для украшения новоустроенной улицы", заявил "в начале славных дел" Сулима. Массивные классические колонны фасада, купол, венчавший постройку, само расположение на холме, по склону которого была разбита террасная усадьба, чьи владения простирались до самой Бессарабки, впечатляли современников размахом замысла и... незавершенностью воплощения.

Здание не было отстроено полностью и после смерти хозяина годами пребывало в запустении. Вдова перебралась в усадьбу своего второго супруга... Киевляне считали, что дом проклят недругами вдовы, которая так спешно вышла замуж. Проводили параллель и с нехорошим местом — рядом было уничтоженное Лютеранское кладбище. Появились даже "свидетели", видевшие по ночам в пустых окнах здания белые полупрозрачные фигуры. Иногда на головы прохожих падали кусочки камня, а под чердачными перекрытиями слышался дикий смех.

Как бы там ни было, а 23 сентября 1859 года в присутствии императора Александра II здание после достройки и отделки наконец-то освятили. Именно тогда по инициативе и под руководством Екатерины Алексеевны Васильчиковой в Киеве открылось "Сулимовское благотворительное отделение", под крышей которого со временем нашли приют более 20 пожилых людей, 10 "недостаточных" (малоимущих) учениц Фундуклеевской гимназии и столько же бедных вдов. При доме Сулимы Васильчикова со временем открыла и столовую дешевых обедов. Следует отметить, что первоначально в этом доме призрения находились бедные и престарелые дворяне. Малоимущие гимназистки платили по 10 рублей в месяц за пансион (еда, комната, свечи) и обучение, впрочем, в условиях тогдашней дороговизны киевской жизни это были очень небольшие суммы. Жители Сулимовки попросили княгиню содействовать устройству в здании домовой церкви, что объяснялось удаленностью местности от православных храмов и дряхлостью обитателей богадельни.

Поэтому в 1866 году в левый торец здания по проекту губернского архитектора Михаила Степановича Иконникова очень удачно встроили церковь Александра Невского, которую освятили 28 августа 1866 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Говорят, привидения после этого успокоились. В начале ХХ века храм снаружи несколько перестроили, придав очертаниям купола псевдорусский архитектурный стиль.

Здание оказалось настолько огромным, что Васильчикова решила поместить пансионеров богадельни в другое помещение на территории усадьбы (флигель), а в собственном доме генерала Сулимы устроила 34 дешевые квартиры для бедных. Квартиранты платили от 5 до 7 рублей в месяц, получая все необходимое. Средства от аренды помещений шли на помощь вовсе обездоленным киевлянам.

В февральскую ночь 1868 года в доме случился страшный пожар. Зима была лютой, постояльцы топили обильно, и, конечно же, от такого усердия просто-напросто перегрелись железные печи. Жертв не было, но верхний деревянный этаж сгорел дотла, а от нижнего остался лишь каменный остов. Сгорела и мощная трехъярусная колоннада по центру фасадной части здания, и боковые галереи. К счастью, сохранились флигели. Спасая от лютого холода детей-погорельцев, Общество разместило их в домах Киевского генерал-губернатора Александра Павловича Безака и Киевского гражданского губернатора Михаила Константиновича Катакази, стариков — у зажиточных частных лиц, которые пожелали оказать посильную помощь.

17 сентября 1868 года, в день рождения новой председательницы Общества Любови Ивановны Безак — жены Киевского генерал-губернатора Александра Павловича, незадолго до его кончины (30 декабря того же года) домовую церковь и здание освятили вновь. Восстановил здание за свои средства купец 1-й гильдии Иван Андреевич Толли, в 1884—1887 годах — киевский городской голова. Кроме того, помогла и страховка усадьбы. После грандиозного пожара и последующего восстановления дома Сулимы от его первоначального вида осталось очень мало.

Новая попечительница Общества — Любовь Ивановна Безак устроила здесь бесплатную рукодельную школу, открыла магазин по продаже изделий обитателей богадельни.

Когда Александр Павлович скончался, новой попечительницей Киевского благотворительного общества, а следовательно и Сулимовских богоугодных заведений как его составной части, стала супруга Киевского, Волынского и Подольского генерал-губернатора Александра Михайловича Дондукова-Корсакова — Надежда Андреевна.

В мае 1870 года в нижней части усадьбы, где она выходила на Круглоуниверситетскую улицу, был заложен еще один благотворительный дом. Он строился по проекту и под руководством архитектора Михаила Степановича Иконникова в очень непростом месте. Были проведены мощные изыскательские работы, значительно укреплен грунт. Вот что сообщает Виталий Ковалинский: "Площадка, на которой было возведено здание, представляла собой склон крутой горы. Из-за этого довелось выполнить большие земляные работы и проложить дорогу между нижней и верхней частями усадьбы — от Круглоуниверситетской до Лютеранской. Одним словом, условия оказались сложными, но архитектор справился отлично. Императрица Мария, посетившая Сулимовку через месяц после открытия новых жилых помещений, пожаловала ему золотую табакерку, а дому бедных было присвоено имя Н. А. Дондуковой-Корсаковой".

Сейчас строители, разрушая Винтовую гору и возводя на ней новоделы наших дней, обрекают массу близлежащих зданий и их обитателей на возможную катастрофу... Да и сама Сулимовка оказалась на грани бытия, краны подобрались к ней вплотную...

Новый благотворительный дом был освящен в следующем году. Деньгами помогли многие промышленники. В том числе — железнодорожный воротила лютеранин Карл Федорович фон Мекк (Карл Оттон Георг), Киевский митрополит Арсений Москвин, Никола Артемьевич Терещенко... Эти и другие замечательные личности занимались благотворительностью не от случая к случаю, а постоянно и по зову сердца. Например, митрополит Арсений, как было сказано в некрологе, "каждый год ознаменовывал какою-либо крупною жертвою или на церкви и обители, или на вспомоществование нуждающемуся духовенству и на призрение вдов, сирот и престарелых членов духовенства".

В новом здании для бедных было 55 жилых комнат, рассчитанных на одновременное проживание 200 обездоленных. Закупили необходимую мебель, белье и т. п. Сулимовка разрасталась и постепенно превратилась в целый городок со столовой, ремесленной школой, бытовыми и спальными корпусами. О ней заботились купцы, гласные Думы, по традиции — жены губернаторов. В 1909 году на Трухановом острове для Киевского Благотворительного общества возвели двухклассную ремесленную школу на 150 учащихся.

Там же в 1910 году построили и величественную церковь Святой Елизаветы, имя которой носила и жена Киевского генерал-губернатора Федора Федоровича Трепова — Елизавета Сергеевна. Величественный храмовый комплекс и школу, выстроенные по проекту талантливого зодчего — Киевского епархиального архитектора Евгения Федоровича Ермакова на средства киевского предпринимателя и мецената Давида Семеновича Марголина, большевики уничтожили. Теперь на том месте... шашлычные, всяческие шалманы и забегаловки... Вместо учеников-сирот, которых бесплатно обучали ремеслу, здесь теперь, в отсутствие какого-либо благотворительного заведения, попрошайничают беспризорники нынешнего времени.

В 1919 году Сулимовка была закрыта, а многочисленных ее обитателей весьма преклонного возраста новая власть выбросила на улицу. К 1928 году все здания бывшей богадельни приспособили под коммунальные квартиры, а домовую церковь, как водится, уничтожили. Ныне здесь — "бедлам". Многие помещения отданы различным учреждениям, которые своей бездеятельностью доводят здание до состояния полной разрухи. Толстосумы спят и видят, как бы это историческое здание лишить статуса памятника истории и архитектуры и снести, построив на его месте очередной "шедевр" современной архитектуры в самой что ни на есть исторической части Киева.

Александр АНИСИМОВ


Электронная версия общественно-политического еженедельника «Киевский ТелеграфЪ»
Copyright © 2000-2011 Информационно-издательская группа «ТелеграфЪ»
При полном и частичном использовании материалов, ссылка на «Киевский ТелеграфЪ» обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий