четверг, 6 октября 2011 г.

Шоколадный домик


Особняк Могилевцева
ул. Шелковичная, 17/2 (бывшей Левашевской), на Липках
Год постройки: 1899
Шоколадный домик был построен в 1880-е годы в стиле венецианского ренессанса для киевского купца первой гильдии Семена Семеновича Могилевцева (1846—1917 г. г.). Архитектором этого дома был В. Н. Николаев — в то время главный архитектор Киева.
На строительство и отделку особняка ушло всего три года, и в 1901 г. киевляне увидели маленький шедевр. Снаружи — неоренессанс в стиле флорентийских палаццо, внутри — торжество модерна, впитавшего в себя разнообразие всех классических стилей прошлого. Перед лестницей, ведущей на второй этаж, нас встречает жезл Меркурия, бога торговли, обвитый двумя змеями, символами мудрости, пишет новая. Мраморные ступени, чугунное кружево перил, огромное венецианское зеркало на втором этаже. Потолок над лестницей отреставрирован наполовину, но уже видны два парящих лебедя.

Особняк демонстрирует мало известные качества архитектора В. Николаева — незаурядного художника. Здание имело совершенно необычные интерьеры, которые свидетельствуют о хорошем вкусе заказчика строительства (купца Могилевцева) и смелом выдающемся эксперименте их разработчика.

Уникальные интерьеры особняка были выполнены в разных художественных стилях (модерн, ренессанс, готика, барокко). Внутренние помещения имели исключительные декоративно-монументальные росписи стен и потолков, украшенные богатой лепниной и позолотой, деревянные резные панели, подоконники, двери и окна, полы с разнообразным рисунком художественного паркета, цветные витражи и кованые ограждения мраморных лестниц. Все это, по мнению специалистов, является произведением высокого искусства и художественной ценностью государства.
Здание особняка двухэтажное, небольшое — общая площадь около 900 кв. метров.

Самый большой — белый зал, он выполнен в стиле французского барокко. Это был торжественный зал, в нем проводились приемы, музыкальные вечера и балы.
Сохранились фрагменты росписи стен Русского зала, на которых изображены орнаменты с царской юбилейной пятирублевки, которая в то время входила в обращение.

Византийский зал представлял собой большую парадную столовую. Зал обрамляют большие гирлянды, на которых изображены различные фрукты.

Мавританский зал — небольшой по размерам и примыкает к столовой, главное его украшение — это сделанные из гипса резные панели стен. Тончайшие узоры, много дерева, позолоты (не забываем, что хозяин — лесопромышленник).

Из нее — в Белый зал в стиле рококо. Здесь проходили балы, приемы, подписания важных документов, а в советское время расписывались новобрачные. Хорошим знаком для будущей супружеской жизни считалось посмотреть в еще одно венецианское зеркало, поддерживаемое двумя купидончиками. Как правило, оно было задрапировано, и нужно было изловчиться, чтобы отодвинуть занавеску. Зеркало венчает герб Могилевцева, голуби — символы чистоты — и овны — символы золотого руна, богатства, нажитого праведным путем.
С другой стороны византийского зала находится комната с интерьером в стиле модерн. Лестница в особняке выполнена в стиле ампир: белые мраморные ступени, литые бронзовые перила. Почти во всех залах особняка сохранились люстры и бра.



Дамская гостиная, расписанная «могильными» цветами ирисами и лилиями, а еще бабочками, олицетворяющими отлетающие души — дань стилю. И вдруг — украинский барвинок, любовный цветок, маки — символ богатства, полевые васильки. Барвинок пробивается и на позолоченном фризе, тесня «декадентский» нарцисс, и на оконных витражах невероятной красоты.

Портрет Сары Бернар на потолке, списанный с афиши Альфонса Мухи, почему-то тоже не вызывает загробных мыслей. Зато гостиная и кабинет, украшенные бордовыми фресками, имитирующими шелк, заставляют задуматься о прекрасном и безобразном. Оба помещения еще в стадии ремонта, но реставраторы уже сейчас оставили нетронутыми часть стен, густо закрашенных черной краской. Оказывается, Лазарь Каганович, живший в особняке в 1930-х гг., приказал закрасить все стены и потолки в нем. Черноту приходилось снимать слой за слоем, всего их было 48! К счастью, одолеваемый паранойей советский деятель не добрался до потолка в кабинете.

Уникальный диагональный овал божественного лазурного цвета, символизирующий сотворение мира, уцелел, как, собственно, и мир после кагановичей. Чего не скажешь о библиотеке Могилевцева — 10 тыс книг бесследно исчезли во времена разгула вандалов в первые десятилетия советской власти. Кабинет Семена Семеновича представляет собой русский терем, расписанный в византийском стиле. Попадая сюда, сразу вспоминаешь иллюстрации Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане», нестеровские цвета, васнецовскую живопись.

Кроме того, здание было необычно покрашено. Киевляне знают его покрашенным в однотонный шоколадный цвет. На самом деле изначально в окраске присутствовало несколько разных по силе кофейных и шоколадных тонов, позволявших выделить фасадные элементы. Преобладание коричневого цвета дало особняку название «Шоколадный домик».

Сам купец и благотворитель не называл свой дом «шоколадным» — «сладкое» название ему присвоили киевляне. Крупный, со сколотой поверхностью руст облицовки фасадов, рельефная отделка, нежно-коричневый цвет действительно напоминают шоколад. Могилевцев строил его как дом любви — он не был женат, потому что всю жизнь любил замужнюю женщину. Для нее и был создан этот шедевр. Семен Семенович умер в августе 1917 г., не застав разорения своего дома. Он пережил своего друга-архитектора на шесть лет.



Усадьба огорожена со стороны улицы высоким забором с художественной ковкой.
На маленьком подворье находились хозяйственные службы (кухня, прачечная и т. д).

История использования здания

До Октябрьской революции принадлежал купцу первой гильдии, лесопромышленнику и меценату Семену Семеновичу Могилевцеву, скончавшемуся в августе 1917 года
После революции, во времена деникинцев в особняке жил киевский губернатор
В 1934 особняк передан НКВД
В 1960—1980 гг. здание использовалось в качестве городского Дворца бракосочетаний.
После строительства нового здания Дворца бракосочетания, особняк в достаточно изношенном (почти аварийном) состоянии в 1982 г. был передан на баланс Управления культуры и искусств киевского исполкома. В тот период Управлением были выделены средства для разработки проекта реставрации здания и проведения ремонтных и реставрационных работ.
С 1980 по 2010 год находился на реставрации
Ремонтно-реставрационные работы на здании велись с 1983 г. Проектом 1983 г. предусматривалось размещение в здании шахматно-шашечной секции Дворца пионеров.
В 1986 г. здание было передано Детской картинной галерее, под размещение которой были выполнены новые проектные разработки и продолжены ремонтно-восстановительные работы.
Здание было включено в перечень киевских музеев. Средств, выделенных в период 1982—1986 г. г. хватило на проведение части исследовательских и проектных работ, некоторых ремонтных, строительных и реставрационных работ, полностью работы не были выполнены.
Все эти годы деньги выделялись небольшими порциями, и их хватало только на разработку мизерных объемов проектных работ, строительные и реставрационные работы не финансировались и не велись.
За этот период состояние здания значительно ухудшилось, — в аварийном состоянии находятся карнизы, протекает крыша, собирается конденсат в инженерных сооружениях внутри двора, необходимо срочно сделать усиление фундаментов.
В настоящее время является филиалом киевского Музея русского искусства — единственной на Украине детской картинной галереей.






Городские легенды

Еще при жизни Могилевцева по Киеву ходила легенда о его любви к замужней женщине, княгине или графине, для тайных свиданий с которой купец-миллионер построил роскошный особняк
Могилевцев сделал Николаеву предложение, от которого не смог бы отказаться ни один художник, — построить дом, воплотив все свои фантазии и не задумываясь о расходах.
Реставраторы утверждают, что, разместившись в русском зале особняка, Лазарь Каганович приказал закрасить все стены и потолки черной краской в 48 слоев.

Любознательные киевляне, теряясь в догадках, пытались найти объяснение тому, почему один из самых богатых людей Киева, щедрый благотворитель, директор-казначей городского кредитного общества, глава Киевского биржевого комитета и глава совета старейшин Киевского российского купеческого собрания (по всем признакам – выгоднейший жених) так и не обзавелся семьей? А все свое имущество завещал многочисленным племянникам. Им было невдомек, почему такой обеспеченный человек, которому исполнилось всего-то чуть больше пятидесяти, жил один в особняке-сказке, где были объединены различные архитектурные стили (готика, барокко, модерн, мавританский и русский стили)? В итоге родилась легенда о том, что долгие годы Могилевцев был влюблен в какую-то замужнюю женщину, княгиню. И именно для интимных встреч с ней, когда любимая приезжала из другого города, он построил такой «сказочный» особняк с древнерусскими цветами, птицами, бабочками, павлинами, гирляндами в стиле модерн и копией головки прекрасной Сары Бернар с афиши работы великолепного художника Альфонса Мухи...


Литература

О. Друг, Д. Малаков. Особняки Киева, Киев: Кий: 2004

Ссылки

Шоколадный домик: официальный сайт
Красоты нашего Киева: Шоколадный домик
Трудная судьба «шоколадного домика»
Шоколадный домик на kiev-globalinfo
Шоколадный домик открыл двери для посетителей
http://www.otdihinfo.ru/catalog/1489.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий